Вопрос-ответ

Будет ли проводится проверка ГПН при включении организации в план проверок при предоставлении положительного заключения пожарного аудита за месяц до проверки?

В случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются: 

по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности; 

по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты. 

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте защиты.
43. При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе: 

1) выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. 

В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации. 

В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям. 

В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, осуществляется проверка в соответствии с подпунктами 2-11 настоящего пункта. 

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. 

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции. 

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара. 

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов. 

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами. 

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности. 

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов; 

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; 

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними; 

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Вправе ли инспектор ГПН выявить новые нарушения требований пожарной безопасности при внеплановой проверке исполнения предписания.

В соответствии с п. 48 приказа МЧС России от 1 октября 2007 г. №517 при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение только тех обязательных требований пожарной безопасности, исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием.

Требуется ли соблюдение требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 в случае выполнения для объекта расчета, подтверждающего, что пожарный риск не превышает допустимых значений.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом № 123-ФЗ.

Учитывая изложенное, при выполнении указанных положений закона соблюдение Сводов правил и Национальных стандартов является добровольным

Вместе с тем, Федеральный закон № 123-ФЗ определяет только основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и не затрагивает вопросы противопожарного режима объектов. Кроме того, существующие Методики определяют значения пожарного риска исходя из наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, а также объемно-планировочных решений и также не учитывают состояние противопожарного режима.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 определяют правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров и должны соблюдаться независимо от величины пожарного риска на объекте.

Вправе ли инспектора ГПН включать в предписания требования Федерального закона № 123-ФЗ, Сводов правил и Национальных стандартов для объектов, запроектированных и построенных до 1 мая 2009 года.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения Федерального закона № 123-ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

В случае наличия на объекте угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара судом в соответствии со статьями 20.4, 3.12, КОАП РФ принимается решение о приостановке их эксплуатации.

Следовательно, при отсутствии такого судебного решения инспектора ГПН не вправе требовать исполнения Федерального закона № 123-ФЗ, Сводов правил и Национальных стандартов, а также включать указанные требования в предписания.

В случае проведения на объекте капитального ремонта, реконструкции, а также изменении функционального назначения в соответствии с частью 2 статьи 1 123-ФЗ требуется соблюдение положений Федерального закона № 123-ФЗ.

Что является правовым основанием для проведения проверки органом государственного пожарного надзора (ГПН)?

Плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с планом плановых проверок органа государственного пожарного надзора на соответствующий год. Указанный план проверок должен быть утвержден руководителем территориального подразделения, опубликован в сети "Интернет" и размещен на информационном стенде органа государственного пожарного надзора.
Основанием для включения в план проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки;
3) начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления предпринимательской деятельности.
Основание для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока ранее выданного предписания ГПН;
2) поступление в орган ГПН обращения (информации) о возникновении угрозы жизни, здоровью граждан вследствие возникновения пожара;
3) распоряжение руководителя органа ГПН, изданное в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Внеплановая проверка организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, при поступлении в орган ГПН обращения (информации) о возникновении угрозы жизни, здоровью граждан вследствие возникновения пожара, может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры.

Что должен предъявить инспектор ГПН при проведении проверки?

О проведении плановой проверки инспектор должен уведомить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения. При проведении проверки инспектор обязан предъявить оригинал распоряжения, а также предъявить служебное удостоверение. Должность и звание инспектора, указанные в распоряжении и служебном удостоверении, должны соответствовать.

В течение какого времени может продолжаться проверка органа ГПН?

Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированного рапорта инспектора ГПН, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен начальником органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Инспектор ГПН выдал предписание о необходимости демонтажа установленных глухих решеток на окнах. В каких случаях допускается их использование?

В соответствии с разъяснениями Департамента надзорной деятельности МЧС России допускается предусматривать решетки на окнах, при этом необходимо устанавливать не менее одной открывающейся или легкосъемной решетки в каждом помещении, в торцах коридоров.
В помещениях без постоянного пребывания людей (склады, кладовые и т.д.) установка открывающихся и легкосъемных решеток на окнах не требуется.

Существует противоречие требований п. 53 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03* и п. 6.25 СНиП 21-01-97* о допустимых показателях пожарной опасности материалов, применяемых для отделки путей эвакуации. Каким документом следует пользоваться?

В соответствии с разъяснениями Департамента надзорной деятельности МЧС России не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1, В1, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2, Д2, Т2 — для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, Д3, Т2 — для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Будут ли проводиться плановые и внеплановые проверки в отношении моей организации органами ГПН при получении заключения о независимой оценке пожарного риска (пожарный аудит), выполненного аккредитованной в установленном порядке организацией?

В случае проведения такой оценки с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, органами ГПН плановые проверки в отношении этих объектов надзора планируются не ранее, чем через три года.
В случае поступления в органы ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска до истечения срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства не проводится. Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.

Вправе ли инспектора ГПН проверять правильность проведения расчетов пожарного риска?

В случае проведения расчета пожарного риска на объект защиты органами ГПН в рамках плановых проверок проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых для проведения расчета пожарного риска.

Оставить заявку