Вопрос-ответ

Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта

Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта представляют собой документ, который устанавливает требования пожарной безопасности для конкретного объекта учитывая его особенности, включая, в том числе, комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий по защите. СТУ разрабатываются принимая во внимание существующую нормативную базу, результаты пожарно-технических исследований и правоприменительную практику тех или иных способов защиты.

Технические условия разрабатываются для зданий (сооружений), на которые отсутствуют противопожарные нормы, а также для многоквартирных жилых домов высотой более 75 м, других зданий высотой более 50 м, зданий с числом подземных этажей более одного, для особо сложных и уникальных зданий, а также объектов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты разрабатываются организациями, имеющими лицензию МЧС России на данный вид деятельности. Разработанные технические условия согласуются Управлениями государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - УГПН ГУ МЧС России либо с департаментом надзорной деятельности МЧС России (далее - ДНД МЧС России). Согласованные органами ГПН технические условия утверждаются уполномоченными подразделениями (например, ФГУП ЦНС) Министерства регионального развития России.

Разработанные на основе утвержденных технических условий проектные материалы, в том числе противопожарные мероприятия (см. в соотв. разделе), передаются на рассмотрение в органы государственной экспертизы проектов, которая рассматривает все разделы проектной документации.

Разработка и содержание специальных технических условий.

Разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора) организацией, обладающей правом проведения работ в области пожарной безопасности, научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области.

В основе специальных технический условий на проектирование противопожарной защиты объекта лежит анализ объемно-планировочных и конструктивных решений, систем активной и пассивной противопожарной защиты и др. проектных решений объекта, действующей нормативной базы и разработка на их основе перечня требований, обеспечивающих защиту объекта на требуемом уровне.


СТУ содержит следующие данные:

  • детальное обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для данного конкретного объекта, излагаемые в соответствии со структурой действующих технических норм в данной области;
  • перечень вынужденных отступлений от требований действующих технических нормативных документов, содержащий обоснование их необходимости и мероприятия, компенсирующие эти отступления.

Кроме того, в СТУ должны быть приведены:

  • основание для строительства;
  • данные, включающие наименование и место расположения объекта и условия строительства;
  • сведения об инвесторе (заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ;
  • описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений с приложением схемы организации земельного участка и чертежей архитектурно-планировочных решений.
  • Примерное содержание документа

Объем СТУ, как правило, составляет около 50 страниц, включающих в себя:

  • Общие положения
  • Краткая характеристика объекта
  • Основания для разработки специальных технических условий
  • Система противопожарной защиты комплекса
  • Генеральный план
  • Пожарные отсеки и секции
  • Степень огнестойкости, строительные конструкции здания и противопожарные преграды
  • Объёмно-планировочные решения
  • Эвакуационные пути и выходы
  • Отделочные материалы
  • Системы отопления и вентиляции
  • Противодымная защита
  • Электроустановки
  • Автоматическая пожарная сигнализация
  • Автоматические установки пожаротушения
  • Внутренний противопожарный водопровод
  • Наружный противопожарный водопровод
  • Оповещение и управление эвакуацией при пожаре
  • Организационно-технические мероприятия
  • Первичные средства пожаротушения
  • Системы связи
  • Требования к надёжности систем противопожарной защиты
  • Нормативно-техническая база
  • Справочное приложение.
  • Основные компенсирующие мероприятия
  • Рассмотрение и согласование специальных технических условий

Разработанные технические условия согласуются Управлениями государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - УГПН ГУ МЧС России либо с департаментом надзорной деятельности МЧС России (далее - ДНД МЧС России). Для рассмотрения технических условий в органе ГПН создается нормативно-технический совет (далее - Совет). Совет возглавляет начальник органа ГПН. В состав Совета включаются наиболее квалифицированные сотрудники органа ГПН. К работе в Совете привлекаются специалисты в области организации пожаротушения, эксплуатации пожарной техники, а также инженерно-технические работники и иные специалисты научно-исследовательских, проектных, строительных и других организаций.


При рассмотрении технических условий анализируется:

  • пожарная опасность объекта;
  • эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;
  • возможность спасения людей;
  • эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;
  • возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического оснащения пожарных подразделений.

При анализе пожарной опасности объекта и оценки эффективности противопожарных мероприятий могут использоваться расчетные сценарии развития пожара, распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей, методы оценки пожарного риска, в том числе для третьих лиц.
В компетенцию Совета не входит разработка мероприятий, компенсирующих отступления от требований пожарной безопасности, а также дополнительных требований пожарной безопасности, не установленных нормативными документами, для включения в состав технических условий.

Согласованные органами ГПН технические условия утверждаются уполномоченными подразделениями.


Для рассмотрения вопроса о согласовании СТУ заказчик строительства представляет в Минрегион России следующие документы:

  • составленное в произвольной форме заявление заказчика строительства на имя Министра регионального развития Российской Федерации о рассмотрении СТУ, подписанное руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, и заверенное печатью организации;
  • пояснительную записку, содержащую информацию о необходимости разработки СТУ, принятых проектных технических решениях, компенсирующих мероприятиях (в случае принятия решений об отступлении от действующих технических норм), описание нормативных положений, содержащих новые технические требования (в случае разработки новых требований), информацию об обеспечении безопасности объекта, а также при необходимости - информацию о согласовании СТУ с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. СТУ, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности, представляются при наличии положительного заключения МЧС России;
  • проект СТУ в двух экземплярах, подписанный должностными лицами разработчика;
  • копию технического задания на разработку СТУ, заверенного руководителем заказчика строительства или лицом, исполняющим его обязанности.


Рассмотрение представленной Документации включает в себя:

  • изучение состава представленных документов и материалов;
  • проведение научно-технической экспертизы СТУ;
  • подготовку заключения Минрегион России по результатам рассмотрения Документации (далее именуется - Заключение);
  • принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании СТУ.

Для рассмотрения Документации и подготовки Заключения Департаментом могут привлекаться соответствующие эксперты. 

По результатам рассмотрения Документации Департаментом готовится Заключение о согласовании (либо об отказе в согласовании) СТУ. Указанное Заключение, согласованное с курирующим заместителем Министра регионального развития Российской Федерации, представляется Министру либо лицу, уполномоченному приказом Министра на принятие решений.

О принятом решении заказчик строительства уведомляется Минрегион России в течение трех рабочих дней со дня принятия решения путем направления соответствующего письменного уведомления. Уведомление может быть подписано Министром, курирующим заместителем Министра, директором Департамента или лицами, исполняющими их обязанности на основании приказа. В случае согласования СТУ к уведомлению прилагается экземпляр СТУ. В случае отказа в согласовании СТУ к уведомлению прилагается: копия Заключения; один экземпляр СТУ.

После устранения причин, послуживших основанием для отказа в согласовании СТУ, документация может быть повторно представлена на согласование в общем порядке.

В случае возникновения необходимости внесения изменений в ранее согласованные СТУ заказчик строительства представляет в Минрегион России соответствующую Документацию в общем порядке. При этом, в случае согласования вновь измененных СТУ, ранее согласованные СТУ утрачивают силу со дня принятия решения о согласовании новых СТУ, что отражается в соответствующем Заключении.

Согласованные СТУ подлежат архивному хранению и учету в соответствующем реестре. В реестр в обязательном порядке включается информация о: заказчике строительства (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты, сведения о руководителе (фамилия, имя, отчество, телефон)); наименовании СТУ; дате и номере Заключения о согласовании СТУ; изменении СТУ; иная информация, необходимая для обеспечения надлежащего учета СТУ. Ведение указанного реестра осуществляется Департаментом

 

Декларация пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) – форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

В соответствии с Федеральным законом собственник зданий, сооружений, строений и производственных объектов  обязан направить в территориальный орган государственного пожарного надзора декларацию пожарной безопасности.
Форма и порядок регистрации Деклараций утверждены приказом МЧС №91 от 24.02.2009г. «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»

Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) разрабатывается в соответствии с положениями статей 6, 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент). Форма и правила заполнения декларации определены положениями приказа МЧС России от 16.03.2007 №91, зарегистрированного в Минюсте России от 23.03.2009 г. №13577.

Частью 7 статьи 64 Технического регламента установлено, что для объектов защиты, эксплуатирующихся на момент вступления в силу Технического регламента, декларация пожарной безопасности должна быть разработана в течение года после его вступления в силу. Данное требование распространяется на все объекты защиты, параметры которых на настоящий момент предусматривают проведение государственной экспертизы проектной документации, независимо от даты введения их в эксплуатацию, а также зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 независимо от строительных критериев.

Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) должна быть составлена и направлена в органы государственного пожарного надзора МЧС России, непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию.
Декларация пожарной безопасности (пожарная декларация) не представляется в орган строительного надзора при получении заключения о соответствии требованиям технических регламентов объектов, завершенных строительством или реконструкцией, и не является составной частью проектной документации. Отсутствие пожарной декларации не является основанием для отказа введения объекта защиты в эксплуатацию (соответствующее разъяснение Ростехнадзора направлялось ранее письмом от 23.12.2009 г. №19-2-3-7722).

Пожарная Декларация должна быть разработана собственником объекта защиты, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором. Так, например, учитывая положения части 4 статьи 64 Технического регламента, декларацию пожарной безопасности на многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения разрабатывает орган управления многоквартирным домом, на общественное или административное здание, принадлежащее нескольким собственникам, – орган управления зданием.

В декларации пожарной безопасности указываются статьи Технического регламента и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение которых должно быть обеспечено на объекте защиты. Причем на действующие объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.

Пожарная Декларация представляется в уведомительном порядке и согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит. Отказом в регистрации декларации пожарной безопасности может послужить только её несоответствие установленной форме.

Проверка изложенных в ней требований пожарной безопасности должна производиться только при проведении мероприятий по контролю.

Главный государственный инспекторь Российской Федерации по пожарному надзору Г.Н. Кириллов

Не требуется разрабатывать Декларацию пожарной безопасности (пожарная декларация) для:

  • отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  • многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

 

Расчет пожарного риска

Расчет пожарного риска

Расчет пожарного риска (аналогичные термины – расчет риска или определение величины пожарного риска) следует выполнять:

  • при разработке Специальных технических условий в части обеспечения пожарной безопасности при проектировании объекта капитального строительства, а также иных объектов (далее по тексту – Объект защиты) (в соответствии с положениями части 2 статьи 6 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – ФЗ-123);
  • при разработке раздела проектной документации №9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (аналогичный термин – Противопожарные мероприятия) (в соответствии с пунктом 26 раздела II Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008г. № 87);
  • при разработке Декларации пожарной безопасности Объекта защиты (аналогичный термин – Пожарная декларация) (в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ-123);
  • при проведении оценки соответствия Объекта защиты требованиям пожарной безопасности в форме Независимой оценки пожарного риска (аналогичный термин - Оценка пожарного риска или пожарный аудит), предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 144 ФЗ-123.


Во всех вышеперечисленных случаях расчет риска проводится, если на Объекте защиты в полной мере выполняются требования Федеральных законов о технических регламентах, но имеют место отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности (Сводов привил и Национальных стандартов).

Порядок проведения расчетов пожарного риска определен постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009г. №272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

В настоящее время существуют методики определения величины пожарного риска:

  • для Объектов защиты классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2,Ф3 и Ф4 (утверждена приказом МЧС России от 30 июня 2009 №382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности»);
  • для Объектов защиты классов функциональной пожарной опасности Ф5 (утверждена приказом МЧС России от 10 июля 2009 №404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»).

Примечание: классификация Объектов защиты по функциональной пожарной опасности приведена в статье 32 ФЗ-123.

Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке (в соответствии с частью 1 статьи 79 ФЗ-123).

Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год (в соответствии с частью 1 статьи 93 ФЗ-123).

Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год (в соответствии с частью 4 статьи 93 ФЗ-123).

Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год (в соответствии с частью 5 статьи 93 ФЗ-123).

Требования законодательства:

Независимая оценка (расчет) пожарного риска (аудит пожарной безопасности) является одной из форм соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

Независимая оценка (расчет) пожарного риска (пожарный аудит) может являться составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности.

Независимая оценка (расчет) пожарного риска рекомендованы, если не в полной мере выполняются требования пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и оценка (расчет) пожарного риска обеспечивает допустимое значение пожарного риска.

Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если оценка (расчет) пожарного риска обеспечивает допустимое значение пожарного риска.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности оценка (расчет) пожарного риска не требуется.

 

 

Расчет категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности

Согласно требованиям п. 33 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений. 


Категория определяется для всех производственных и складских помещений независимо от функционального назначения здания, в том числе в общественных зданиях (магазинах, офисах, банках, школах, больницах, культурно-зрелищных учреждениях).


Определение категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности производиться расчетом в зависимости от количества и пожаровзрывоопасных свойств находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов с учетом особенностей технологических процессов размещенных в них производств.


Анализ статистических данных причин аварий технологических систем и оборудования, причинно-следственных связей, позволяет принимать соответствующие меры пожарной профилактики. С этой целью производственные помещения и здания классифицируются по категориям взрывопожарной опасности.

 

Необходимость категорирования помещений и зданий возникает на различных этапах производственной деятельности:

  • при проектировании;
  • при реконструкции;
  • при эксплуатации;
  • при изменении технологий;
  • при замене оборудования;
  • при замещении объема производства и т.д.

Анализ крупных аварий показывает, что при взрывах и пожарах разрушению подвергаются не только здания и сооружения самих производственных предприятий, но и жилых ближайших массивов и производственных предприятий. При рассмотрении причинно-следственных связей аварий позволяет принимать необходимые меры взрывопожарной профилактики не только в процессе эксплуатации технологических систем, но и уже в процессе разработки тактико-технического задания на проектирование, при проектировании и строительстве.


Процесс расчета по категорированию помещений и зданий состоит из двух этапов:
а) сбор необходимых данных для расчета:

  • характеристика и размеры помещений и зданий;
  • схема расположения оборудования в помещении (рабочие чертежи);
  • технологический регламент;
  • технический паспорт;
  • схема и параметры вентиляционной системы;
  • схема автоматического контроля параметров производства;
  • схема автоматической системы пожаротушения и т.д.

Если категорирование производится на стадии проектирования, то данные берутся из технологической документации. 


Правильное и квалифицированное определение категорий зданий и помещений имеют решающее значение при проектировании и строительстве зданий и сооружений.


Если категорирование зданий и сооружений определены правильно, то все последующие технические вопросы будут также решены правильно.

 

Инструкция о мерах пожарной безопасности

Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

·   порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;

·   мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

·   порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

·   места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

·   порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

·   предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

·   обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:

·   правила вызова пожарной охраны;

·   порядок аварийной остановки технологического оборудования;

·   порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

·   правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

·   порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;

·   порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

План эвакуации при пожаре

План пожарной эвакуации представляет собой специальную схему, на которой указаны пути эвакуации, все аварийные и эвакуационные выходы. Кроме того, план эвакуации при пожаре содержит правила эвакуации, данные в порядке и последовательности действий, которые необходимо осуществить при возникновении чрезвычайной ситуации. 

Согласно ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Особого внимания заслуживает эвакуация из высотных зданий. Очень часто тех, кто во время пожара находятся выше третьего этажа, могут спасти специальные средства эвакуации. Так как, эвакуация людей из высотных зданий по лестницам, как правило, приводит к заторам, так как на каждом этаже количество людей только увеличивается, то к подобной эвакуации нужно подходить еще более ответственно и при возможности применять специальные средства эвакуации из высотных зданий.

ООО «СпецПроектПБ» разрабатывает и изготавливает планы эвакуации для помещений любой сложности в кратчайшие сроки. Планы эвакуации изготавливаются форматом А3, А4, 50х70 см (в т.ч. фотолюминисцентные), и по желанию заказчика ламинируются или выполняются в рамках под стекло.


При изготовлении плана эвакуации Вам необходимо предоставить нам следующие данные:

·         полноэтажный план помещения; полное название организации;

·         полная должность и Ф.И.О. руководителя, утверждающего план эвакуации;

·         наличие и места расположения огнетушителей, пожарных кранов, электрощитовых, ручных пожарных извещателей, телефонов, плана эвакуации;

·         указать, есть ли выходы из окон, пожарные лестницы;

·         при наличии вахты (охраны) указать место хранения ключей;

·         формат, количество экземпляров, ламинирование, рамки.

 

plan2.jpg

Оставить заявку