Обслуживание пожарной сигнализации
Техническое обслуживание, замена и ремонт СПС
Работы по ТО должны осуществляться юридическими или физическими лицами, уполномоченными на проведение данного вида работ в соответствии с действующим законодательством.
ТО необходимо выполнять согласно типовому регламенту, приведенному в таблице 1.
Таблица 1
Перечень работ |
Периодичность выполнения работ |
|
1 ТО ИП, выносных устройств индикации ИП |
Осмотр один раз в 6 мес |
Контроль функционирования один раз в год |
2 ТО ППКП (в том числе все функциональные модули блочно-модульных ППКП, за исключением модулей ввода, модулей вывода) |
Осмотр один раз в 1 мес |
Контроль функционирования один раз в 3 мес |
3 ТО источников бесперебойного электропитания (ИБЭ) технических средств пожарной автоматики |
Осмотр один раз в 1 мес |
Контроль функционирования один раз в 6 мес |
4 ТО модулей ввода, модулей вывода |
Осмотр один раз в год |
Контроль функционирования один раз в год |
5 Комплексные испытания на работоспособность СПС |
Один раз в год, но не более 15 месяцев между испытаниями |
|
6 Замена технических средств СПС |
В соответствии с графиком замены или при необходимости |
|
7 Ремонт СПС |
При необходимости |
|
8 Устранение неисправностей, ложных срабатываний, восстановление дежурного режима работы СПС после срабатывания |
При необходимости |
|
9 Выполнение рекомендаций, изложенных в технической документации производителей технических средств СПС |
В соответствии с технической документацией производителей технических средств СПС |
Требования к осмотру технических средств СПС изложены в приложении Г.
Контроль функционирования ИП, выносных устройств индикации ИП допускается осуществлять равномерно в течение года.
Конкретизированный регламент работ и график их проведения должен быть разработан с указанием конкретных операций при их проведении на основе технической документации производителей технических средств СПС, проектной и рабочей документации СПС, положений настоящего стандарта. При необходимости перечень регламентных работ может быть расширен или дополнен, а периодичность выполнения уменьшена. Конкретизированный регламент работ и график их проведения разрабатывает и утверждает руководитель объекта (ответственный за обеспечение пожарной безопасности объекта) с привлечением обслуживающей организации (при необходимости).
Выполнение работ по ТО, их наименование и объем должны быть зарегистрированы в журнале систем противопожарной защиты.
Ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты в электронном виде записи, связанные с проведением технического обслуживания, ремонтом и контролем функционирования должны заверяться квалифицированной электронной подписью с обеих сторон. Допускается использование усиленной неквалифицированной электронной подписи при условии, что такая возможность определена в договоре на техническое обслуживание.
Устранение неисправностей и ложных срабатываний СПС
Обслуживающая организация должна осуществлять круглосуточный прием заявок о неисправностях и ложных срабатываниях СПС. Конкретный способ приема заявок определяется положением договора об оказании данных услуг.
Устранение неисправностей должно осуществляться обслуживающей организацией за время не более 24 ч.
Допускается время устранения неисправности увеличивать до 72 ч, если наличие единичной неисправности не оказывает влияние на работоспособность СПС, т. е. СПС функционирует в полном объеме при наличии неисправности.
На время устранения неисправности, в случаях ремонта СПС, при отключении СПС руководитель объекта (ответственный за обеспечение пожарной безопасности) должен обеспечить силами дежурного персонала объекта визуальное обнаружения пожара на неконтролируемых СПС площадях объекта.
При ремонте отдельных частей СПС или проведении строительных (отделочных) работ в отдельных помещениях допускается отключение ремонтируемых частей СПС или частей СПС, расположенных в зоне проведения строительных работ.
Все события ложных срабатываний должны быть записаны в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, с указанием их причин.
Причины ложных срабатываний подразделяют на следующие категории:
1) нежелательное срабатывание – СПС сработала в результате воздействия факторов, схожих с факторами пожара или непреднамеренного воздействия на ручной ИП;
2) неисправность – СПС сработала в результате неисправности оборудования;
3) хулиганство – СПС сработала в результате злонамеренных действий человека;
4) ошибочная активация – СПС сработала в результате добросовестных действий человека, когда он, подозревая о возникновении пожара, тем или иным образом активировал СПС;
5) неизвестная причина – причина ложного срабатывания не может быть установлена достоверно.
В ходе планового ТО СПС записи в журнале событий ППКП должны быть сверены с записями в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты с целью подтверждения, что учет ложных срабатываний был произведен в соответствии с 6.5.4.
К факторам, схожим с факторами пожара, относятся явления, вызывающие изменения физических параметров среды, аналогичные определяемым ИП в соответствии с их конструктивными особенностями как проявление пожара, но возникшие по иной причине, не связанной с пожаром. К таким факторам относятся дым (от сварочных работ, табачный и т. д.), пар (например, от душа, связанный с приготовлением пищи или производственными процессами), пыль (строительные и уборочные работы), дым от пригоревшей пищи, высокая влажность, приводящая к образованию тумана, высокие температуры (например, при использовании духовых печей, перегрев за счет солнечной радиации, излучение в инфракрасном диапазоне и т. д.).
К категории «неисправность» помимо непосредственных неисправностей оборудования следует относить в том числе ложные срабатывания, вызванные внешним воздействием на оборудование, не являющимся схожим с фактором пожара, обнаруживаемым ИП (например, электромагнитные воздействия, насекомые, вода), а также по причине несоответствующих условий содержания оборудования (загрязнение, несвоевременная замена, окисление и нарушение контактов и т. п.).
Для всех случаев ложных срабатываний, произошедших по неизвестной причине, необходимо провести расследование и наблюдения, исключающие возникновение ложных тревог в связи с внешними воздействиями.
Срабатывания ИП в рамках проверки работоспособности СПС не относятся к ложным срабатываниям. Срабатывание одного ИП, включенного по логической схеме «И» (алгоритм С) может не учитываться как ложное срабатывание, при этом рекомендуется проводить учет и выяснение причин срабатываний каждого ИП. Одновременное срабатывание нескольких ИП, вызванных общей причиной за временной отрезок, не превышающий 1800 с, учитывается как одно срабатывание.
Ложные срабатывания, отнесенные к категории ошибочных активаций, допускается не учитывать в общем количестве, если их количество не превышает четырех за год на объект в целом.
Допустимое количество ложных срабатываний определяют исходя из общей площади объекта в расчете одно ложное срабатывание на каждые 500 м2 в год с округлением до целого числа в большую сторону или не более 12 ложных срабатываний в год, если расчетное значение меньше.
Частота ложных срабатываний в одной ЗКПС или помещении не должна превышать четырех срабатываний в год.
Если для объекта предусмотрена автоматическая передача извещений о пожаре в пожарно-спасательное подразделение, то этим подразделением могут быть установлены более высокие требования для группы объектов или индивидуально к каждому объекту о допустимом количестве ложных срабатываний. При этом должно быть подтверждено, что такая частота ложных срабатываний достижима по опыту эксплуатации аналогичных объектов. Установленные пожарно-спасательным подразделением требования о допустимой частоте ложных срабатываний не должны превышать следующих значений (исходя из большего значения):
- одно ложное срабатывание на каждые 5000 м2 площади объекта в год (с округлением до целого в большую сторону);
- шесть ложных срабатываний в год на объект в целом.
Количество ложных срабатываний в первый год эксплуатации объекта может быть превышено, и это превышение не должно рассматриваться как нарушение требований данного стандарта, если при этом выполняются мероприятия по снижению частоты их возникновения.
Количество ложных срабатываний может быть снижено как организационными мероприятиями (например, применение административных мер воздействия на людей, проводящих хулиганские действия, курящих не в специально отведенных местах, использующих кухонные приборы не в специально отведенных помещениях, нарушающих технологический процесс и т. п.), так и посредством пересмотра принятых в ходе проектирования технических решений, для чего повторно должна быть проведена процедура проектирования с учетом имеющихся данных о выявленных в ходе эксплуатации системы причин ложных срабатываний.
Если допустимая частота ложных срабатываний превышена и не может быть снижена за счет организационных мероприятий, то рекомендуется в местах с наибольшей частотой ложных срабатываний рассмотреть возможность замены ИП (на более защищенные от установленных причин ложных срабатываний, в том числе на ИП другого типа и/или класса), изменения алгоритмов принятия решения о пожаре, а также изменения расположения ИП.
Ручные ИП, при необходимости, должны быть перенесены от органов управления (выключателей, переключателей, кнопок и т. п.) на большее расстояние, защищены прозрачными крышками и дополнительно снабжены поясняющими надписями, если их активация происходит по ошибке.
При более чем четырех ложных срабатываниях категории «неисправность» одного и того же ИП в год он должен быть заменен.
Если частота ложных срабатываний в течение года не может быть снижена до приемлемого уровня в соответствии с указанными рекомендациями, то СПС считается не соответствующей настоящему стандарту, и должна быть выполнена ее модернизация (переоснащение) с применением оборудования и технических решений, обеспечивающим более высокий уровень защиты от ложных срабатываний.